Форум » Родные чудеса » Свердловск. ШИГИРCКИЙ ИДOЛ » Ответить

Свердловск. ШИГИРCКИЙ ИДOЛ

Семаргл: Свердловск. ШИГИРCКИЙ ИДOЛ Шигирский идол или как его еще называют, идол многоликий, является самой древней деревянной скульптурой, найденной на нашей планете. Это достаточно незаурядный археологический памятник. Во-первых, своим возрастом. Сделана была скульптура из лиственницы более девяти тысяч лет назад! Этот истукан до наших дней продолжает вызывать научные сенсации в ученом мире. Исследователи спорят, что же закодировано в его орнаментах? То ли ключ к секретам мироздания, то ли следы тайной цивилизации? В 80-е годы ХIХ века на Среднем Урале в торфяном болоте золотоискатели во время работы нежданно нашли различные древние изделия. Тут же вызвали на прииск археологов, которые приступили к раскопкам. Тут были и деревянные предметы, и каменные, и костяные, и изделия из рога: скульптуры, наконечники стрел и гарпунов, луки, кинжалы. Многие находки были украшены прекрасно выгравированным орнаментом. Эта коллекция получила имя “Шигирская коллекция”. Ученые были несказанно обрадованы и поражены этой находкой. Ведь предметы из таких древних времен не сохранялись. За тысячелетия они превращались в прах. Однако в данном случае прекрасную роль сыграл настоящий природный консервант – торф. Самой драгоценной находкой из этой коллекции стала деревянная скульптура, вырезанная из цельной лиственницы и украшенная орнаментами, которую нарекли Большим Шигирским идолом. Из четырехметровой толщи торфяника идола доставали по частям: голова, плоский нос, верхняя часть туловища, нижняя часть туловища. Когда все останки очистили от торфа специальными скребками, из-под торфа на скульптуре проявились человеческие черты. Найденный экспонат ныне обитает в краеведческом музее города Свердловска. Для того чтобы удалось как можно дольше защитить идола от вредного влияния окружающей среды и чтобы давление частей идола друг на друга было минимальным, на оборонном заводе изготовили для его хранения стеклянную витрину, из которой выкачали воздух и заполнили ее инертным газом. Из тех частей, которые были извлечены из болота, ученые постарались сделать реконструкцию идола. В 1914г. этим вплотную занимался уральский археолог В.Толмачев. В первоначальном варианте реконструкции идол был ростом около 5,3м. Но, к сожалению, до наших дней истукана не удалось сохранить в таком виде. В годы войны в краеведческий музей Свердловска пришлось перевезти на хранение многие экспонаты из Эрмитажа, и местным экспонатам пришлось потесниться. В это время вероятно и была потеряна нижняя часть туловища идола, длиной 1,9м. Но даже в том виде, в котором он дошел до нас, около 3,5м., его признают крупнейшей найденной деревянной скульптурой древности. Совершенно невозможно поверить, что древесина могла столько пролежать в болоте и сохраниться. По поводу возраста идола шли научные дискуссии около ста лет, но в 1997 году были проведены два независимых исследования методом радиоуглеродного датирования, которые показали, что возраст идола составляет около 9000 лет. Это говорит о том, что уральский истукан намного старше пирамиды Хеопса, и только немного моложе, чем Атлантида. Однако возникает другая загадка, каким образом на идоле появились надписи? Письменность то по нашим предположениям возникла намного позже, примерно 5500 лет назад? С разных сторон на туловище истукана вырезан интересный орнамент, кроме того на больших плоских частях туловища идола вырезаны так называемые личины или лица. Вначале считалось, что на идоле вырезано шесть личин, однако последние исследования обнаружили еще одну, седьмую личину. Первые шесть личин имеют прямоугольные носы, а вновь обнаруженная личина отличается тем, что ее нос сделан из сучка дерева, поэтому выглядит короче, и это делает ее похожей на морду зверя. Верхняя личина имеет объемную голову и двустороннее изображение. Три фигуры вырезаны на лицевой стороне идола и три на обратной. Все фигуры совершенно разные. Некоторые имеют скелетный стиль изготовления, т.е. в них просматриваются некоторые элементы скелета. Вырезанные изображения связаны с небесным, подводным и подземным мирами. Есть фигуры, символизирующие растения, животных, женское и мужское начала. Видимо, все части орнамента на идоле несли некий конкретный смысл. Исследователи предполагают, что идол символизирует несколько духов одновременно, в нем скрыта история тех людей, которые его сделали, тайны их мира и много других загадок. Обычно, подобные скульптуры вкапывали в землю. Но наш идол, судя по всему, стоял на земле, прислоненный к чему-либо, или же был к чему-то прибит. Это остается загадкой для ученых сегодня. Но персонажи и орнаменты истукана не имеют однозначной интерпретации. Некоторые склоняются к мнению о том, что на идоле изображены духи, которые населяли окружающий мир древнего человека. А то, что фигуры на идоле расположены вертикально сверху вниз, видимо означает их иерархию. Расположение же образов на передней и на задней частях истукана, видимо символизирует их отношение к различным мирам. Количество же личин (семь) породило гипотезу о том, что орнамент, нанесенный на идола, есть не что иное, как лунный календарь. Цифра семь всегда была одной из самых загадочных. Еще древние шумеры связывали с ней много загадочного. Еще каждая фаза луны состоит из семи дней, а ведь основой шумерского календаря были как раз лунные циклы. Следовательно, Шигирский идол семью своими личинами символизировал Луну. Но у этой гипотезы есть одна неувязочка, потому что древние люди с Луной, в основном, отождествляли женские образы. А то, что уральский истукан символизирует женский образ, до сих пор не доказано. А впрочем, в те времена у людей были чаще всего женские боги. Короче говоря, чтобы раскрыть некоторые загадки уральского идола, нужно установить точно его пол. Многие документы этнографов свидетельствуют, что поклонение идолам было присуще древним жителям Урала. Они считали, что в лиственницах хранились человеческие души, и боги тоже живут там. Поэтому свои жертвоприношения несли к подножию своего идола. Так кого же именно олицетворял для них Шигирский идол? По этому поводу тоже есть теория, которую выдвинул ученый-философ В.Чудинов. После тщательного изучения орнамента, профессор сделал вывод, что деревянный идол есть не что иное, как Мара - богиня болезней и смерти. На лице скульптуры в нескольких местах Чудинов обнаружил букву Р, и расшифровал ее как слово Род. Но бог Род всегда изображался с усами и бородой, которых на Шигирском идоле не было. Это натолкнуло на предположение, что идол все-таки не бог, а богиня, причем со скорбным выражением лица. А, значит, напрашивается мысль, что это и есть богиня болезней и смерти Мара. Однако необходимо было еще прочитать надписи. В результате кропотливой работы удалось-таки прочитать и расшифровать некоторые из надписей на идоле. На разных участках идола удалось прочитать слово «Мара». А на левой щеке истукана была прочитана надпись «бог загробного народа». Эта надпись изображала, видимо, одну из обязанностей богини Мары - защиту людей из загробного мира. Болото, на котором стоял идол, символизировало, скорее всего, царство мертвых. Кроме имени идола и надписи на щеке, были найдены и другие надписи. Под левым глазом было написано слово Рая. Наверное, это означало, предположил профессор, что Мара была богиней рая. Не менее интересная надпись была прочитана под нижней челюстью статуи «тонкие миры Мары». А ведь «тонкие миры» это термин современных магов и экстрасенсов. Неужели о них знали еще античные времена? А слова «у Маре таятся несметная воинов рати» предположительно рекламирует потусторонний мир как безопасный и спокойный, потому что в раю есть немало погибших воинов. Чудинов предположил, что около найденного деревянного истукана наши древние предки проводили обряды похорон и совершали жертвоприношения богу загробного мира, чтобы умершему в потустороннем мире хорошо жилось. А еще для того, чтобы оттянуть свою смерть Одним словом, существует вероятность, что девять тысячелетий тому назад на землях Урала жила достаточно высокоразвитая цивилизация. Ее уровень культуры, астрологические знания, технологии обработки дерева, инструменты поражают современных людей. А еще временной отрезок существования древней культуры на Урале оказался куда более длительным, чем мы могли себе представить.

Ответов - 4

Олеля: Древняя цивилизация за Уралом: найден шигирский идол возрастом 9000 лет Это уникальная скульптура. Подобных нет нигде в мире. Шигирский идол – одновременно и очень живой, и очень сложный. А орнамент, которым он покрыт, - это ни что иное, как зашифрованная информация Как мало мы знаем о нашей истории. Такие находки как Шигирский идол только подтверждают это. Между тем ученые доказали, что уже почти десять тысяч лет назад за Уралом существовала цивилизация со своей культурой. Только представьте на минуточку, все самые известные цивилизации, как то - майя или египтяне - начинают свое летоисчисление от 2000 года до нашей эры. 9 тысяч лет - это возраст не только для какой-то реликтовой находки. Это время, за которое происходят климатические изменения, исчезают города и даже целые народы. А он – Шигирский идол - выжил и явился миру уже в XIX веке. Древнего идола нашли на Шигирском озере недалеко от Кировграда (Урал) – отсюда и произошло его современное название. А мы-то наивно полагали, что у нас на Урале, до прихода Ермака был полный провал. Вот где-то там, в Египте, Вавилоне, Греции… пирамиды, календари - цивилизация, одним словом. А здесь? Медведи, лес да горы. Но когда мы в общем-то уже смирились с отсутствием жизни до великого переселения народа на территории Сибири, явилось чудо. Пирамиды, майя, Великий Рим и ацтеки могут отдыхать – ибо до возраста нашей истории им еще расти и расти. Михаил Жилин, старший научный сотрудник института археологии РАН, Москва: - Это уникальная скульптура. Подобных нет нигде в мире. Шигирский идол – одновременно и очень живой, и очень сложный. А орнамент, которым он покрыт, - это ни что иное, как зашифрованная информация. С помощью орнамента древние люди передавали свои знания. Расшифровать их очень сложно. Идол был датирован эпохой мезолита: 8680 лет (плюс-минус 140 лет) тому назад. На сегодняшний момент это самая древняя деревянная скульптура. Пять лет назад специалисты Российской академии наук провели углеродный анализ, и выяснилось, что возраст находки составляет ни много - ни мало 9,5 тысяч лет! Получается, что уральский идол не только старше египетских пирамид, но и цивилизаций майя и ацтеков. Споры о возрасте идола не утихали с момента его обнаружения. Мнения были самые разные: от неолита (V—VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тыс. до н. э.) и даже раннего железного века (I тыс. до н. э.). В 1997 году идол начал разрушаться, понадобилась срочная консервация. Но перед тем как ее осуществить, было решено провести радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоев древесины. Результаты исследования просто шокировали всю археологическую общественность. Дата рождения идола – эпоха мезолита (средний каменный век) — 9,5 тысяч лет тому назад. А это значит, что он гораздо старше египетских пирамид и Ноева ковчега. Согласно некоторым источникам, Вселенная была сотворена 5493 года назад. А деревянная скульптура появилась намного раньше. Это чудо, так внезапно возникшее из болота, может оказаться всего на два-три тысячелетия моложе Атлантиды. Но вот вопрос, который не имеет ответа: как могли на нем появиться надписи - ведь письменность возникла на три с лишним тысячелетия позже? Ученые уже строят догадки о том, что же за цивилизация существовала до начала времен, которая и писать умела, и создавать такие деревянные изваяния. Мало того, тут же были найдены и орудия труда, которыми предположительно пользовались древние мастера. Геометрический орнамент имел определенный смысл Первым воспроизвел примерный облик идола тогдашний хранитель музея Д.И. Лобанов, получив фигуру высотой 2,8 метра с руками и скрещенными ногами, как будто он замер в шаге. Но в 1914 году археолог В.Я. Толмачев понял, что нужна новая реконструкция: некоторые части фигуры между собой не связаны, изображения человеческих лиц на туловище перевернуты, а ряд фрагментов не использовался вообще. Было установлено, что идол в высоту достигал 5,3 метра. Это огромная деревянная статуя, созданная из монолитного ствола лиственницы, расписанная сложным орнаментом. Увы, полностью до наших дней она не дожила: нижняя половина туловища длиной 193 сантиметра была утрачена, теперь о ней можно судить только по рисунку Толмачева. Поскольку изваяние извлекалось не профессиональными археологами, а простыми людьми (на Шигирском озере издревле добывалось золото), сохранность идола уже тогда подверглась большой угрозе. Объемная голова, плоский нос, верхняя половина туловища были подняты на поверхность с четырехметровой глубины торфяника. Чтобы сохранить идола в целости и уберечь от влияния окружающей среды, администрации краеведческого музея пришлось заказать на одном из оборонных НИИ специальную витрину. Дабы скульптура не разрушалась под действием силы тяжести, ее прикрепили к витрине-саркофагу так, чтобы давление частей идола друг на друга было минимальным. За стеклом работает специальная подсветка, которая позволяет разглядеть мельчайшие детали фигуры. Туловище идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо него на широких плоскостях фигуры вырезаны лица — личины. На рисунке Толмачева таких личин пять: три на лицевой стороне и две — на оборотной. Во время монтажа экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 года на оборотной плоскости тулова идола была выявлена еще одна личина, не отмеченная хранителем музея. Каждая личина венчает отдельную фигуру. Всего на идоле, вместе с изображениями утраченной части, выделяется семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является изображениями, выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда обозначаются отдельные элементы скелета. Внутри очертания обозначено два коротких отрезка - "пятна". По мнению ученых, пятна могли обозначать либо внутренние органы существ, либо душу. Среди изображений исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подводным или подземным) мирами. Фигуры воплощают женское и мужское начало, мир растений и мир животных. Очевидно, что элементы геометрического орнамента идола имели определенный смысл. «Истукан олицетворяет сразу несколько духов, - считает Светлана Савченко, старший научный сотрудник музея, - в нем закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. Любопытно, что такого рода скульптуры обычно вкапывались в землю. Но Шигирский по всем признакам просто стоял. Он вполне мог опираться на свои скрещенные ноги». Эта деталь до сих пор непонятна исследователям. Кроме того, специалисты затрудняются интерпретировать знаки Шигирского идола. По данным этнографов, прямая линия могла обозначать землю, горизонт, границу между землей и небом, водой и небом, границу между мирами. Волнистая линия или зигзаг символизировали водную стихию, змею, ящерицу. Кроме того, зигзаг сигнализировал об опасности. Крест, ромб, квадрат, круг изображали огонь или солнце. Уральский идол мог быть и женского рода Глядя на лики истукана, появилась версия, что это не просто идол, а лунный календарь. Цифра семь считается одной из самых таинственных. Древние шумеры придавали ей громадное значение. Не секрет, что каждая из четырех фаз луны делится на семь дней, и именно лунные циклы легли в основу древнешумерского календаря. Очень похоже, что шигирское божество с семью найденными образами в первую очередь олицетворяло Луну. Правда, тут есть нюанс: древние люди часто отождествляли с Луной женские божества. А принадлежность уральского истукана к слабому полу до сих пор не доказана. Хотя в этот исторический период люди молились в основном женским божествам. Одним словом, чтобы подтвердить лунную или календарную версию, необходимо точно установить, какого рода уральский идол - женского или мужского. Загадка из загадок остается Версий, как и стоило ожидать, появилось огромное множество. Автором одной из них является доктор философских наук, профессор Валерий Чудинов. По его мнению идол женского рода. Это никто иная, как богиня болезней и смерти Мара. Исконно славяне были язычниками, а идолопоклонство было особенно характерно для Урала. Лиственница считалась божественным деревом. Жители из уст в уста передавали, что боги живут в волокнах этого дерева и являются хранителями человеческих душ. Чтобы совершить какой-либо акт памяти – поминки или сделать подарок предкам – к идолам несли еду или что-то ценное. Автор версии о том, что идол – богиня, аргументируют свои догадки следующим образом. На лице истукана бросается в глаза большая буква «Р» (первой мыслью было чтение надписи как "род"). Подобный знак можно было увидеть в нескольких местах. Но изображение рода достаточно традиционно – обязательны усы, борода. В данном случае следов растительности на лице, которое, кстати, выглядит скорбным, не обнаружено. Потому-то и было выдвинуто предположение, что это женская фигура. Из известных нам богов это могла быть только богиня болезней и смерти Мара. Ученый увеличил зарисованное Толмачевым изображение идола. И действительно, на компьютерном мониторе помимо буквы "Р" отчетливо проступили слова! Слово "Мара" можно прочитать сразу в нескольких местах. Любопытно, что самая интересная надпись находится на фронтальном изображении, на левой щеке уральского идола. Там обнаружены слова "бог загробного народа". Хотя данная надпись вполне понятна, она пока не была ни разу встречена на ликах Мары. По сути дела, слова характеризуют еще неизвестную функцию богини Мары - охраны "загробного народа". По мнению Чудинова, деревянная скульптура стояла на болоте, и ее должны были видеть издалека. Болото, видимо, считалось царством мертвых. Помимо имени божества профессор нашел на теле истукана и другие слова. "Слева под глазом читается слово "рая", - говорит он. Выходит, что Мара являлась богиней рая. Слово "бог" читается справа как изображение глаза. Самая интересная надпись находится слева внизу, как бы очерчивая нижнюю челюсть: "тонкие миры Мары". Трудно себе представить, что выражение экстрасенсов было известно еще в античности и могло быть написано на лике Мары. На другом фрагменте ученый прочитал слова: "У Маре таятся несметная воинов рати". Что касается содержания данного отрывка, то он подается как некая реклама загробного мира: там никто не может обидеть, поскольку в раю находятся несметные рати павших воинов. По мнению Чудинова, статуэтка - это центральная фигура славянского святилища богини Мары. Здесь совершали похоронные обряды и приносили жертвы богам потусторонних миров, чтобы взамен получить благосклонное отношение для умершего в загробной жизни. К тому же, суть задабривания Мары состояла в том, чтобы не болеть и оттянуть на возможно больший срок "визит к Маре", то есть срок своей смерти. Судя по всему, без малого 9 тысяч лет назад на уральской земле жили люди с довольно высоким уровнем культуры, владевшие инструментами и технологиями обработки природных материалов. К тому же они применяли астрологические знания на практике. Сколь сверхрациональным ни считало бы себя наше научное сообщество, на свете есть огромное количество людей, которые верят в существование вещей, необъяснимых с точки зрения опыта. Поэтому, кто знает, может быть, Шигирский идол в будущем сделает переворот в вопросах естествознания? Михаил Жилин, старший научный сотрудник института археологии РАН, Москва: - Слова «культовый», «прообраз» — они из лексикона современного человека. А понятие «божество» возникло значительно позже. Наши предки из каменного века не обладали лишней информацией, они не отделяли себя от «потусторонних» сил, а жили с ними. И идол этот, скорее всего, - часть их ежедневного окружения, его непосредственный участник. Пожалуй, он олицетворяет сразу несколько духов. В нем закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. И знаете, что самое интересное? Обычно такого рода скульптуры, ну, скажем, тотемные столбы американских индейцев, вкапывались в землю. Этот же по всем признакам просто стоял, к чему-то прислоненный. Почему — загадка из загадок…

Андруха: По мнению ЧудиноваВсе бы хорошо, но вот эта фраза как-то сводит на нет все хорошие мысли. При чем в других источниках об идоле, про надписи вообще ничего не говорится. Как всегда - "истина где-то рядом".

Семаргл: Большой Шигирский идол — археологический памятник, древнейшая деревянная скульптура в мире, выполнена из лиственницы в эпоху мезолита (8 тыс. лет до н. э.), хранится в Свердловском краеведческом музее в Екатеринбурге. Обнаружение Шигирский идол обнаружен в ходе раскопок, начатых в середине XIX века в Шигирском торфянике, на восточном склоне Среднего Урала северо-западнее Екатеринбурга — в это время там открыли месторождение рассыпного золота. Рабочие стали копать и начали находить необычные предметы из рога, кости, дерева, камня, глины: наконечники для стрел и гарпунов, кинжалы с лезвиями из тонких кремниевых пластинок, лук, весла, ковшики с красивым орнаментом. Все предметы были в прекрасной сохранности. В XIX — начале XX века Шигирский торфяник исследовали специалисты из Москвы и Петербурга, Казани и Парижа. Они доподлинно установили, что это — «следы доисторического селища». Большая часть этих предметов составила знаменитую Шигирскую кладовую Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ, ныне — Свердловский краеведческий музей). Основная же часть находок осталась в Екатеринбурге, составив знаменитую Шигирскую коллекцию музея Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), наследником которого стал Свердловский областной краеведческий музей. В ней около трех тысяч экспонатов, хранящихся в фондах больше ста лет. Среди них множество предметов удивительной красоты, свидетельствующих о высоком мастерстве предков: деревянная ложка с ручкой в виде головы утки, скульптурное изображение головы лося из рога, миниатюрная деревянная голова медведя, роговое навершие жезла, изображающее какого-то хищника, и многое еще. Сам идол был найден 24 января 1890 года на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине четырех метров и по распоряжению владельца территории графа А. А. Стенбок-Фермора также был передан УОЛЕ. Поскольку дерево сохранилось плохо, его извлекали из торфа по частям. Первым воспроизвел примерный облик идола тогдашний хранитель археологической коллекции музея УОЛЕ Д. И. Лобанов, получив фигуру высотой 2,8 метра с руками и скрещенными ногами, при этом некоторые части фигуры между собой не были связаны, а ряд фрагментов не использовались вовсе. Но в 1914 году археолог В. Я. Толмачев предложил свой вариант реконструкции. В варианте Толмачева идол «вырос» до 5,3 метра. Позже нижняя половина туловища длиной 193 сантиметра была утрачена, теперь о ней можно судить только по рисунку Толмачева. Всю фигуру принято именовать «Большим Шигирским идолом». Датировка На протяжении ста лет не утихали споры о датировке идола. Мнения были самые разные: от неолита (V—VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тыс. до н. э.) и даже раннего железного века (I тыс. до н. э.). В 1997 году идол начал разрушаться, понадобилась срочная консервация. Но перед тем как ее осуществить, было решено провести радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоев древесины. Анализ проводился в Институте истории материальной культуры (Санкт-Петербург) под руководством Г. И. Зайцевой и в Институте геологии РАН (Москва). Результаты обеих экспертиз совпали: идол был выполнен в эпоху мезолита (средний каменный век) — 9,5 тысяч лет тому назад — то есть он гораздо старше египетских пирамид и Ноева ковчега. Орнамент Тулово идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо орнамента на широких плоскостях идола вырезаны лица — личины. На рисунке В. Я. Толмачева таких личин пять: три на лицевой стороне и две — на оборотной. Во время монтажа экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 на оборотной плоскости тулова идола была выявлена еще одна личина, не отмеченная В. Я. Толмачевым. В отличие от остальных личин, имеющих носы прямоугольной формы, для моделировки носа этой личины был использован сучок дерева, в результате чего нос оказался короче, чем у других личин, конической формы и более выступающим, что придает личине определенное сходство с мордой зверя.


Семаргл: Каждая личина венчает отдельную фигуру. Всего на идоле, вместе с изображениями утраченной части, выделяется семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными изображениями, выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда у фигуры обозначаются отдельные элементы скелета. Среди изображений исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подводным или подземным) мирами, фигуры, воплощающие женское и мужское начало, мир растений и мир животных. При этом персонажи идола не поддаются однозначной трактовке. Этнографические материалы показывают лишь некоторые возможности подхода к объяснению смысла древних изображениях Большого Шигирского идола, но не раскрывают его полностью. История и хранение В 1887 году Шигирские древности были в центре внимания Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. Некоторые из них попали в Эрмитаж, музей при кабинете географии и этнографии Казанского университета, Государственный исторический музей (Москва), Национальный музей в Хельсинки, Парижский музей естественной истории. Основная же часть находок осталась в Екатеринбурге. В советские времена Большой идол не экспонировался, хранился в запасниках Свердловского краеведческого музея и был доступен только специалистам. Экспозиция «Шигирская кладовая» была открыта в Областном краеведческом музее летом 2003 года. Однако вскоре ее работу временно пришлось приостановить. Поводом для этого стали неблагоприятные условия в выставочных помещениях. Чтобы сохранить идола в целости и уберечь от влияния окружающей среды, администрации краеведческого музея пришлось заказать на одном из оборонных НИИ специальную витрину. Чтобы скульптура не разрушалась под действием силы тяжести, она прикреплена к витрине-саркофагу так, чтобы давление частей идола друг на друга было минимальным. За стеклом работает специальная подсветка, которая позволяет разглядеть мельчайшие детали фигуры. …Идол, одетый в стекло, в подсветке, напоминающей звездное небо эпохи мезолита, впечатляет. Величие и тайна — так можно определить атмосферу музейного зала, где сегодня его может увидеть каждый. Глядя на загадочную фигуру, я спросил профессора Жилина, специально приехавшего из Москвы, чтобы поддержать уральских коллег, с которыми давно сотрудничает, в непростых презентационных хлопотах: — Значит, перед нами — нечто вроде первого прообраза божества, самое раннее среди известных культовое изваяние? — Вовсе нет, — ответил уважаемый археолог. — Тут все намного сложней, чем мы можем себе представить. Видите ли, слова «культовый», «прообраз» — из лексикона современного человека, и понятие «божество» возникло значительно позже. Наши предки из каменного века не обладали лишней информацией, они не отделяли себя от «потусторонних» сил, они жили с ними. И идол этот, скорее всего, часть их ежедневного окружения, его непосредственный участник. Пожалуй, он олицетворяет сразу несколько духов. В нем закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. И знаете, что самое интересное? Обычно такого рода скульптуры, ну, скажем, тотемные столбы американских индейцев, вкапывались в землю. Этот же по всем признакам просто стоял, к чему-то прислоненный. Почему — загадка из загадок… Позволим себе вольно продолжить мысль ученого: а вдруг идол каким-то образом передвигался? Предположение на первый взгляд фантастическое, но кто знает? Ведь мы только приближаемся к пониманию мироощущения древних. ...Тем временем Шигирский торфяник продолжает приносить открытия. В 80 — 90-е годы XX века, в том числе благодаря изысканиям С. Н. Савченко, ее коллеги по Институту истории и археологии Н.М. Чаиркиной, здесь обнаружены десятки стоянок древнего человека. Исследователь Ю.П. Литвиненко, среди прочего, нашел на дне озера роговую скульптуру водоплавающей птицы. Правда, современные поступления в коллекцию не столь богаты, как сто лет назад. До золота теперь добираются не лопатами, а мощной струей воды, измельчающей на своем пути все, включая археологические памятники. Угрожают культурному слою торфяника и растущие отвалы Кировоградского металлургического комбината. И все же музейщики, ученые при поддержке местных властей полны решимости раскрыть новые тайны Шигири. Что касается Большого идола — он обрел, наконец, достойное место. И не исключена возможность, что в будущем его путешествия продолжатся. Однажды он уже выезжал в Эрмитаж, и хотя хранители опасаются за сохранность скульптуры при перевозках, при благоприятном стечении обстоятельств они готовы показать ее в крупнейших мировых выставочных залах. В конце концов, держать такое чудо только для себя не очень патриотично… http://www.neolitica.ru/article.php?id=78 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Однако в 1997 году в Геологическом институте РАН и в Институте истории материальной культуры РАН идол был датирован эпохой мезолита: 8680 лет (плюс-минус 140 лет) тому назад. С фактами не поспоришь: метод радиоуглеродного датирования работает с точностью швейцарских часов. В таком случае полусгнивший истукан из уральских болот может оказаться всего на два-три тысячелетия моложе Атлантиды. Но вот вопрос, который не имеет ответа: как могли на нем появиться надписи - ведь письменность возникла на три с лишним тысячелетия позже? http://www.itogi.ru/archive/2007/33/17290.html



полная версия страницы