Форум » Родные чудеса » Владимирская область. Сунгирь » Ответить

Владимирская область. Сунгирь

Семаргл: Владимирская область. Стоянка Сунгирь древностью 70 тысяч лет. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода. Археологические данные свидетельствуют, что современный человек происходит от одной популяции наших предков, которая сформировалась на территории Русской равнины – в междуречье Оки и Волги, в районе города Владимир. Здесь обнаружена стоянка Сунгирь древностью 70 тысяч лет. Верхнепалеотическая стоянка “Сунгирь” расположена на восточной окраине г. Владимира, вправо от шоссе Москва – Нижний Новгород, на 192 км от г. Москвы, на месте глиняного карьера, на левом возвышенном берегу реки Клязьмы. Она занимает плато коренного берега. Возвышение его на 50м над уровнем реки. Площадь стоянки свыше 10000м2. Культурный слой залегает на глубине 280-320 см под стерильной суглинистой прослойкой позднего наноса.

Ответов - 5

Семаргл: Раскоп Сунгирь прославилась своими погребениями: 40-50-летнего мужчины (так называемый Сунгирь-1) и подростков: мальчика 12-14 лет (Сунгирь-2) и девочка 9-10 лет (Сунгирь-3), лежавших головами друг к другу. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук)

Семаргл: Антропологическая реконструкция (стоянка Сунгирь)

Семаргл: История открытия стоянки В процессе строительства нового кирпичного завода близ Владимира, в нескольких сотнях шагов от автотрассы на Горький, в 1955 году разрабатывался глиняный карьер. Экскаваторщик А.Ф. Начаров поднял ковшом с глубины около четырех метров вместе с глиной кости. Он собрал их и отнес их в краеведческий музей. Сотрудник музея Владислав Маслов сообщил о находке в Москву начальнику Среднерусской археологической экспедиции Николаю Николаевичу Воронину, который передал полученные сведения археологу, специалисту по изучению каменного века Отто Николаевичу Бадеру. Археологическая экспедиция О.Н. Бадера начала свою работу на Сунгире в 1956 году. Интересно отметить, что Отто Николаевич жил не в городе, не в гостинице, а на месте раскопа, в одной из палаток. Десятки палаток были заняты сотрудниками экспедиции, преимущественно молодежью. Под руководством Бадера было раскопано около пяти тысяч кв. метров культурного слоя, находящегося на глубине 2,7 - 3,5 метра, что соответствует области заселения, равной нескольким гектарам. Рядом, на высоком краю левобережной клязьминской гряды, сохранилось кольцо земляных валов древней русской крепости 12_го века, основанной на месте славяно-русского поселения 9_го 11_го веков над устьем оврага и излучиной Клязьмы. Особенности материальной культуры обитателей Сунгирской стоянки указывают на её близость культуре одновременных поселений на Среднем Дону. В 1964 году открыто погребение. Работы продолжались и в последующие годы, ныне они финансируются Государственным объединенным Владимиро-Суздальским музеем-заповедником. В настоящее время Сунгирь - это археологический памятник федерального значения, входит в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО

Семаргл: В 1969 году экспедиция под руководством археолога О.М.Бадера проводила раскопки палеолитической стоянки Сунгир. На глубине 4 метров было обнаружено захоронение двух детей - 27 тысяч лет назад им вырыли могилу, дно которой покрыли мелкими кусочками древесного угля (именно оно помогло установить время захоронения) и слоем священной краски. Скелеты покрывали тысячи мелких бусинок, сделанных с мамонтовой кости. Их когда-то было нашито на одежду, которая за тысячи лет стлела. Именно с помощью ожерелья ученым удалось реконструировать одежду наших предков. Ученые эксперементальным путем установили, что на изготовления одной бусинки мастер тратил от 30 минут до часа. Значит чтоб нарядить один костюм ему надо было работать 2625 часов или 110 суток, не останавливаясь! Тяжело поверить что так и было. Возникает вопрос: все ли мы знаем о технологии, которой пользовались наши предки, обрабатывая мамонтовую кость? Етот вопрос вполне достойный и потому, что ожерелье с мамонтовой кости не было главной тайной Сунгирского захоронения. Рядом со скелетами детей лежал целый склад оружия: острые и тонкие кинжалы, дротики и копья из мамонтовой кости. Именно сплошные прямые копья длинной около двух с половиною метров и стали наибольшей сенсацией. Получается что древние люди умели выпрямлять твердые, дугообразные бивни мамонтов. Как это у них получалось? Существуют разные версии по этому поводу. Некоторые считают, что ничего странного здесь нет. Мол, мамонтовая кость, как и слоновая, станет эластичной от нагревания, и вполне возможно что это заметели древние охотники. Другие исследователи немножко акуратней и не так категоричны. Они соглашаются с мыслью по поводу нагревания, но добавляют, что, возможно, нагревание исполняли с применением некоторых трав, ростворов. А вот что сказал по этому поводу сам професор О.М.Бадер: Никто до сех пор не знал, что 25 тысяч лет назад наши предки владели такой высокой техникой, которая позволяла им расклеивать большие бивни, выпрямлять их... и вырезать с них копья и дротики. Как видим, професор совсем не считал, что это задание такое уж простое! Некоторые античные авторы намекают в своих произведениях на то, что подобным умением розмягчать мамонтовую кость владели и их современники. Вот например по рассказам голову известной скульптуры Афины, которая была произведением древнегреческого скульптора Фидия, как бы сделана с одного огромного куска слоновой кости - не сложено или склеено с отдельных частей, а именно вылеплено, вроде Фидий имел дело не с твердой, как камень, слоновой костью, а с мягкой глиной!

Семаргл: Сунгирь сунгирьская стоянка (по названию реки Сунгирь, притока Клязьмы; топоним из русского языка), позднепалеолитическ ая стоянка современного (европеоидного) человека эпохи позднего палеолита центра России расположена близ города Владимир на левом берегу реки Клязьма. Открыта в 1955 г. Наряду с Русанихой, Бызовой, Медвежьей одно из самых высокоширотных поселений первобытного человека на Русской равнине (ранее - территория Русского материка). Древнейшее поселение людей на территории Владимирской области. Археологический памятник федерального значения. Входит в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Раскопано около 5-и тысяч кв. метров культурного слоя, находящегося на глубине 2,7 – 3,5 метра, что соответствует области заселения, равной нескольким гектарам (как в Костёнках). Исследования находок, в том числе и радиоуглеродный анализ, проводились лабораториями Геологического института РАН, университетов Гроннингена, Оксфорда, Аризоны. Результаты свидетельствуют, что поселение Сунгирь могло возникнуть от 20 тыс. до 29 тыс. лет назад (брянское межледниковье). Самая ранняя дата, полученная при анализе коллагена костной ткани из сунгирских погребений, – 26200±640 (АА-36475), а самая поздняя – 19160±270 (АА-36473) [2]. Стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2 – 3 тысяч лет. Численность людей, единовременно обитавших на стоянке, определена в 50 человек. Раскопками 2005 года, проводимыми Бадером Н.О. (сыном О.Н. Бадера), «удалось заложить три шурфа в новом районе глубиной более 5 метров. Участники раскопок добрались до слоя древней почвы возрастом в 70 тыс. лет. Здесь и ждала ученых потрясающая находка. В древней почве обнаружен обломок кости пока не известного животного, но со следами человеческого воздействия. Эта находка дает возможность предположить, что на территории Сунгиря находилась стоянка людей». Особенности материальной культуры обитателей Сунгирской стоянки указывают на её близость культуре одновременных поселений на Среднем Дону. Находки За время раскопок учёные нашли свыше 50-и тысяч отдельных предметов. Ещё во время раскопок, проводимых профессором О.Н. Бадером, найдены изделия из мамонтовой кости, погребения древних людей, много орудий труда, предметов быта, ремесел, украшений, оружия того времени. Найдены жезлы, дротики и копья из бивней мамонта, кремниевые наконечники. Диски из мамонтовой кости с прорезями. Общее количество найденных бус – 10 тысяч. При изготовлении бус использовалось сверление. Самое большое копьё из цельного куска бивня достигает 2,4 м. Для его изготовления использовалась техника выпрямления бивней. Найдены украшения на верхней и нижней одежде, браслеты (под коленями и выше стопы), а также цельные кольца на пальцах. Искусство, орнамент, символизм, астрономия Редкими произведениями первобытного искусства являются найденные фигурки животных – мамонта и лошади-сайги. В погребении девочки и мальчика найдены три диска ритуального назначения [3] диаметром несколько сантиметров, сделанных из бивня мамонта. Диски имеют четыре или восемь прорезей, идущих от периферии к центральному отверстию и расположенных друг напротив друга. Один диск содержит десять асимметричных по отношению к центру прорезей. Костяные диски найдены на голове и на теле девочки. Диски из бивня мамонта содержат геометрический орнамент, по поводу которого В.И. Ларичев, в частности, сообщает: «Предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии. Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (34 – 24 тысячи лет назад – сыйская и мальтинская культуры Сибири; поселение Сунгирь – на севере европейской России), остаются примечательными изделиями художественного творчества времени раннего и позднего средневековья и сохраняются вплоть до этнографической современности». Предметы, аналогичные сунгирским дискам, встречаются во все периоды древней и новой истории преимущественно применительно к ареалу обитания славян. Диски и круги, геометрически разделённые на равные 4, 6, 8, 10 и 12 секторов, являются и в настоящее время типичными славянскими символами. Например, 4-секторный диск символизирует бога Хорса – указание на четыре ключевых астрономических события: весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние. 6-секторный диск – Перуново колесо. 12-секторный диск – символ бога Коляды. «Столь настойчивое (на протяжении сотен веков!) следование одним и тем же информационным традициям объясняется просто – в такого рода предметах искусства запечатлевались фундаментальные, не подлежащие забвению сведения о временных и пространственных представлениях созидателей культур дописьменной истории человечества. То, что зачастую воспринимается археологами в качестве образцов художественного творчества или культово-обрядовых, символического (вотивного) стиля предметов, представляет собой, в реальности, подобие канонизированных, священного характера «сочинений», в которых посредством образов и знаков фиксировалось наиболее сущностное и потаенное (сакральное) из всего познанного в Природе и человеке, во взаимоотношениях людей и окружающего мира (временные ритмы хозяйственных и культово-обрядовых действ; системы естественнонаучных и религиозных представлений)» Ремёсла, одежда, украшения В изготовлении бус, амулетов, подвесок и других украшения применяются резьба, гравировка, сверление, полировка, окрашивание. «Как бусинки скреплены друг с другом? Ведь сверление в то время (20 – 30 тыс. лет назад), как это утверждается в литературе, еще не было известно. Гирлянды уходят за плечо. Некоторые бусинки здесь рассыпались и лежат в стороне. Видно, оторвались при похоронах. Но что это? Все бусинки с отверстием. Сверление? Да, с двух сторон. Следы сверления каменными проколками отлично заметны. Значит, сверление появилось не в неолите, а еще в палеолите. И причем не в самом его конце». Технология обработки мамонтовой кости отличается «индустриальностью» и похожа на технологию изготовления бусин из белемнита (Костенки 17), применявшуюся за 20 тысяч лет до этого.



полная версия страницы