Форум » Русь Великая » Артания » Ответить

Артания

Семаргл: Артания Арта - земля Правды. Один из трёх центров русов наряду с Куйабой (Киевом) и ас-Славийа (Словенском). [quote]Значение слова "Артания" в Большой Советской Энциклопедии Артания, Арсания, Арта, наряду с Куявией и Славией один из трёх центров Древней Руси, существовавший в 9 в. и упоминаемый арабскими и персидскими географами (аль-Балхи, аль-Истахри, Ибн Хаукаль и др.). Одни исследователи отождествляют Артания с территорией антов, другие - с Тмутараканью, третьи - с городом Рязанью. Лит.: Монгайт Артания Л., К вопросу о трех центрах Древней Руси, в сборнике: Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР, в.16, М.- Л., 1947. В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Артания". [/quote] Информация восходит к утраченной работе географа ал-Балхи, написанной ок. 920, и воспроизводится у его последователей (т. н. «классической школы» географов) Истахри, Ибн Хаукаля и ряда более поздних авторов (Худуд аль-алам, Аль-Идриси и др.). Сообщается, что Арсанцы имеют собственного правителя, резиденцией которого является город Арса. Они не пускают к себе чужеземцев и сами занимаются торговлей, плавают в Киев и торгуют свинцом и соболями. Идентификация Арсании остаётся нерешённой исторической задачей по причине отсутствия каких-либо параллельных данных. В историографии высказаны точки зрения о её расположении на месте Тмутаракани (В. В. Мавродин, Г. В. Вернадский), в районе Среднего Поднепровья (Б. А. Рыбаков), на Оке (В. Ф. Минорский), в Сибири[3], в Верхнем Поднепровье в районе Орши[4]. Теории южного расположения базировались на сделанном в XIX веке неточном переводе Истахри, в котором Арсания помещалась между хазарами и Волжским Булгаром. Тогда как перечень вывозимых из неё товаров делает более вероятным северное расположение. В российской историографии последних десятилетий доминирующими являются гипотезы о нахождении Арсании в районе Ростова — Суздаля, Белоозера или Смоленска. Ибн Хаукаль, «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик», 970-е годы. И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют (ее) ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою. Священная Артания Древние персидские и арабские книги сообщают о трех центрах Руси - Куйабе, Славиии и "острове Рус" - Артании. С первыми двумя все ясно, Куяаба - это Киев, Славия - старый Словенск, предшественник Великого Новгорода, а вот Артанию ученые ищут уже 200 лет. Где только не пытались ее локализовать! И на о. Рюген, и на Тамани, и в предгорьях Карпат, и в районе нынешней Перми, и, наконец, в междуречье Оки и Волги. Если сопоставить рассказы персов и арабов с географией, топонимикой и легендами Золотого Кольца России, то обнаружится алхимическая суть последних. Сами же русы-арса предстанут хранителями тайны алхимической трансмутации. Позже мы узнали, что земля к северу от Артании называлась Биармией или Великопермией. В связи со всем сказанным будет чрезвычайно важным обратиться к нашей книге «Священная Артания» (- М.: Вече, 2005), где мы показываем, что культурный комплекс третьей Руси (первая - Куяба, вторая - Славия) располагался с большой долей вероятности в Междуречьи Оки и Волги. Насельники же этих мест были знакомы с герметической практикой отнюдь не понаслышке, что явствует даже из посторонних свидетельств хорасанской географии. Междуречье Оки и Волги представляет собой хотя и неправильный, но круг. Это речной остров, образуемый конфигурацией акваторий Москвы-реки, Оки и Волги.

Ответов - 3

Семаргл: Над разрешением загадки локализации последней учёные умы бьются уже около двух столетий. Предлагались локализации от о. Рюген до Тамани и от Карпат до Перми, что заставило Грекова в своё время написать: «Может быть, эту загадку вообще не придётся разрешить никогда». Жителей Артании называли арсами, что сближается с асами Стурлусона или аорсами Страбона и арсиитами Птолемея. Согласно Быковскому, опиравшемуся на версию Эверса о Черноморской Руси, Артания — это Тамань. В доказательство он приводит надпись краской в раскопанном Ашиком кургане: «ARTAENNO». Однако, по видимости, впоследствии арсы покинули Тамань и переселились на Север, что соответствует «Саге об Инглингах». Сами же скандинавы называли русские земли «Страной городов» — Гардарика, что сближается с именем Артания. Согласно реконструкциям Френа, Д`Оссона и Савельева, Артания находилась на месте нынешнего Арзамаса, Шахматов распространял локализацию Артании и на Рязань, а Дубов и Ловмяньский непосредственно локализуют её в Междуречьи Оки и Волги. Однако наиболее заслуживающим внимания является то обстоятельство, согласно которому недалеко от Касимова, в Ермусе, ходит легенда о том, что некогда здесь было государство Артания и правили им три брата, три царя-волхва: Касым, Кадм и Ермус. Таким образом, известная по историческим свидетельствам, хотя и затруднительно локализуемая, Артания предстаёт ещё и как мифическая страна. Наиболее удовлетворительной для VIII-IX вв. представляется именно локализация Дубова и Ловмяньского, поскольку отвечает сразу нескольким условиям. Во-первых, Артания в Междуречьи Оки и Волги — это речной остров — остров, о котором настойчиво пишут арабские и персидские географы. Однако при этом возникает справедливое замечание, согласно которому Междуречье Оки и Волги стало островом лишь недавно, когда был построен канал имени Москвы, а до этого оставалось открытым с запада. Впрочем, это обстоятельство легко разъясняется, если обратиться к этимологии имени «Лама», лежащего в основе топонима Волок-на-Ламе. Прежде, чем волок стал волоком, вероятно, здесь могло существовать водное сообщение. «Лама» — это узкая лесная река, ушедшая под землю из-за буреломов. Таким образом, Артания — это речной круг, Золотое Кольцо России. Но это сочетание, возникшее, по видимости, как поэтическая метафора, следует понимать и буквально. На это указывает множество обстоятельств. Даже не столько настойчивое упоминание вывозимых из Артании свинца и чёрных соболей (а свинец — один из ключевых символов в герметике, также как и чёрный цвет — цвет nigredo, Опуса в чёрном), сколько топонимика и геральдика Артании. Пускай, и та и другая сравнительно поздняя (XVIII в.). Тем лучше. Арабские, персидские и скандинавские источники весьма скудны, но, однако же, на их основе и не без привлечения специфических методов мне удалось реконструировать занятную картину. В первом тысячелетии у русов уже были государства: Куяба (Киев), Славия (округа нынешнего Великого Новгорода) и Артания, находившаяся между ними и восточнее. Постоянные упоминания огромного острова Русия арабами (при том, что локализовать таковой на всём пространстве Восточной Европы невероятно) навели меня на мысль о речном острове, образующийся кругом трёх водных магистралей — Москвой-рекой, Окой и Волгой. Нужно ли добавлять, что водная география нашей Родины сильно менялась и что, по всей видимости, в те стародавние времена реки были полноводнее? Если посмотреть на карту Европейской части России, то мы увидем этот круг. Сильно изломанный, но круг. На западе его находится Москва, на востоке — Нижний Новгород, на юге — Касимов, а на севере — Плёс.

Семаргл: Исследования по Артании Савельев П.С. высказывал предположение о тождестве Арса с Аорсами Птолемея и Страбона . Все трое считают, что Арта - Арзамас. Шахматов А.А. был согласен с "Эрза", но указал также на "Рязань". Остров же ибн-Даста - это всё-таки центр на южном берегу озера Ильмень - Старая Руса. Таким образом, имеем новую, оригинальную локализацию. Г. Эверс предположил иную локализацию для Артании, называя последнюю Азовско-Черноморской Русью . Южную версию происхождения Руси впоследствии также отстаивал В.А. Пархоменко. Он же высказал предположение, что анты - "вантиты" арабских писателей - суть вятичи русских летописей. М.П. Погодин говорил о версии Г. Эверса как о "черноморских нелепостях". Это нетрудно понять. Погодин был норманистом . Под критикой Погодина и иже с ним Эверс отказался от хозарства Руси. Рено понял "Арбу" как Бармию (Пермию) . П.И. Шафарик опознал в арсиитах Птолемея славянское племя . Ю.А. Кулаковский, пользуясь картой Птолемея, разыскал арсиетов севернее Карпат, к востоку от истоков Вислы . В том же году Ф. Браун сообщил, что до сих пор ещё часть северозападных склонов Лесных Карпат называется Arsyka . А.Я. Гаркави, во-первых, перевёл арабские сообщения. Во-вторых, сделал множество очевидных заключений, которые, впрочем, нуждались в том, чтобы быть проартикулированными. В частности, связал Арта, Арса с арсиетами . А.И. Соболевского тщательный анализ названий географических местностей юга привёл к утверждению, что названия эти - иранские . Он же высказал гипотезу, что трипольская культура имеет какую-то связь до-микенской. Согласно С.Н. Быковскому, Артания - это Тамань. Он пишет, что в 40-х гг. XIX в. археолог А. Ашик копал в окрестностях Керчи, а также на Таманском полуострове. Внутри кургана были обнаружены два склепа. Дверь одного из них была завалена тёсаными камнями, на которых имелась надпись краской: "ARTAENNO". У Ибн Фодлана, как справедливо замечает Быковский, сообщается, что Итиль течёт к хозарам из Руса и Булгара. "Буртасы" - мордва . Но тогда, если русы севернее "буртасов", то они живут в Междуречьи! А иначе было бы сказано, что они живут севернее угро-финнов. Быковский пишет по этому поводу: "Корень слова Арта, полагаем, восходит к древне-иранскому *rta, со значением благородный, могущественный. Но это, конечно, не исключает возможности искать корень и этого слова ещё в более отдалённой "доистории" языка" . "Арта" восходит к "тотему" "руда". Кровь, красный, железо (поклонение мечу у Геродота). Но прежде всего можно "предположительно сказать, что тотемом "руда" конкретно была руда золотая". Но ошибочно Быковский говорит о том, что народ тотема "рожь" (славяне) и народ тотема "руда" (русы) "слились". Быковский также сообщает о том, что прежде река Кубань называлась Вардан (что фонетически соответствует имени Артания), по Птолемею на ней находился город Корусия, а на другом рукаве Кубани, Антиките (у Птолемея - Аттикит) находился город Геруса . Такой разброс во мнениях заставил Б.Д. Грекова в 1949 году написать: "Пока нет возможности точно определить местонахождение "Русии на острове". Может быть, эту загадку вообще не придётся разрешить никогда" . Б. Заходер составил, как уже было помянуто, компиляцию из арабских и персидских сообщений . А.М. Карасик производил "Артания" от угорского "tanya" - место, логово, родина и "or" - защищённый, ограждённый или "ort" - крепость, сторож. Таким образом, по Карасику, Артания - "страна на запоре", страна, "куда никого не пускают" . А.П. Новосельцев впервые после Гаркави сделал уточнённые переводы. Подчеркнул, что в арабских текстах говорится не о "центрах", а о "видах" или "группах" - "синф". Считал, что "речь идёт о трёх больших территориальных объединениях, в состав которых входили, очевидно, настоящие племена восточных славян и других народностей" . Артания - район Ростова и Белоозера. Также привёл в связь с Артанией Сарское городище . В.В. Мавродин напомнил, что Рязань называлась прежде Ерузянь . А.Н. Карсанов предлагал собственную локализацию. Опираясь на заключения Ф.Брауна и Ю.А. Кулаковского, предположил, что Артания - это Галицко-Волынская земля. Ссылаясь на Абаева , Карсанов делает заключение, что "в основе интересующего нас названия третьей группы русов лежит иранское слово: arsa (скифо-сарм.), aresa (авест.), ars (осет.) - 'медведь', Avrsu~htai - "медвежатники" или "почитающие медведя". Этноним "арсиеты" дан славянскому племени со стороны (аллоэтноним) причерноморских аланов, южных соседей славян . В. Чаjкановић соотнёс бога Триглава с русским богом Трояном и преисподними богами - Гекатой, Гермесом Трисмегистом . А.П. Ковалевский продолжил линию Чаjкановића, отождествив Чёрную гору Масуди с Карпатами. У лужицких сербов - гора Corny boh. Гора Prasica, гора Biely boh . Он же показал, что сообщение Масуди о домах славян восходит к труду арабского астролога IX в. Абу Машара, то есть обнаружил символизм сообщения Масуди. В.Я. Петрухин в работе "Три "центра" Руси" непосредственно наложил принцип тернерности на Артанию саму по себе и вместе с Куябой и Славией. То есть сделал качественно иной, по сравнению с предыдущими, шаг. И.В. Дубов писал о том, что "в IX-X столетиях северо-западная часть Волго-Окского междуречья уже была важной древнерусской областью, игравшей ведущую роль в международных связях, занимавшей ключевое положение на древнейшем водном пути по Волжской системе и имевшей непосредственные контакты с Волжской Булгарией, где арабы и черпали все свои сведения о странах Восточной Европы и где сформировались предания о трёх объединениях русов - Славии, Куявии, Артании" . Вслед за ним даже крайне осторожный Х. Ловмяньский локализует Артанию в "бассейне Волги и Оки" . Б.А. Рыбаков предлагает весьма оригинальную локализацию для Артании, которая, к сожалению, плохо выдерживает критику. Он расположил все три центра в Поднепровье: Куяба (Киев), Славия (Переяславль), Арта (Родень - Родня) . И.Н. Вязинин увязал "Остров русов" с находящимися на территории нышней Новгородской области соляными ключами, рекой Порусьей и рекой Полистью . Остров - Осередок - Серёдка. М. Войлошников и вовсе, ничтоже сумняшеся, приписал "Остров Русов" к Новгороду . В. Паранин достаточно резонно локализует остров Рус (Гарду) между Финнским заливом, Ладожским озером и озером Вуоксой . Мы ничего против не имеем. Но какое тогда отношение имеет этот остров к Артании? Ведь под описания арабов он подходит только с очень большими натяжками. Наконец, Р.А. Доманский пишет о том, что Остров Русов - это междуречье Волги, Оки, Дона и Днепра. Сарматский разлив Птолемея, по предположению Доманского, не Балтийское море и не ледовитый океан, а пресноводное море весенних разливов низменности. Восточная Европа - прародина человечества, так как только здесь возможно было с помощью огня в течении нескольких лет получать небывалый урожай "сам 150" . Таково разногласие по поводу Артании.

Окрута: Семаргл пишет: Предлагались локализации от о. Рюген до Тамани Кстати, тоже первая ассоциация с Рюгеном, ведь была же там крепость Аркона. На лицо совпадения двух корневых букв. Кстати, в книгах у Юрия Никитина Артания упоминается, вроде одна из книг так называется. По идее, он тоже какими-то материалами пользовался, когда географию Руси своего образца создавал. Создавал, надо сказать, тщательно.



полная версия страницы